Тема урока: «Имя существительное. Повторение».
6 класс
Цель: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи:
· Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
· Закрепить ЗУН об имени существительном на практических заданиях
· Развивать орфографическую зоркость
· Продолжать развивать навык правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи;
· Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.
.
- Организационный момент:
- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке, который посвящен Имени существительному. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.
2. Сообщение цели и правил урока:
- Сегодня на уроке мы повторим, обобщим все, что изучали об имени существительном, еще раз убедимся в том, что эти знания необходимы нам в жизни. (на доске)-
Эпиграф- Имя существительное- хлеб языка. (на магнитах)
Л. Успенский
-Как вы понимаете это выражение?
-Ребята ,давайте вспомним , что такое имя существительное?
- Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Л. Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
– Сделаем вывод, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему нашего урока.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПОВТОРЕНИЕ.
Орфографическая минутка .
На доске слова (на магнитах)
-Посмотрите на доску.(читаю слова)
-В этих словах допущены ошибки
. –Ребята, давайте у доски исправим эти ошибки и объясним орфограммы(маркером)
( в это время включаем проектор)
кочять
кальцо
кзвязде
хлеп
любофь
верблют
III. Повторение изученного по теме «Имя существительное»
-Ребята,на какие два больших разряда делятся имена существительные?(Слайд)
-Имена существительные делятся на два больших разряда: одушевленные (отвечают на вопрос КТО?) и неодушевленные (отвечают на вопрос ЧТО?). Но вот парадокс. Почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? Ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.
-Прочитайте текст.
Выборочно-распределительное списывание (одушевлённые – неодушевлённые – в начальной форме).
Кошка осторожно выглянула на улицу, понюхала весенний воздух и с любопытством посмотрела на Мишку. Мальчик стоял возле лужи, в которой отражалось яркое весеннее солнце, слушал, как кричат воробьи на берёзе, смотрел, как к нему через дорогу перебирается его старый приятель Колька. Наверное, возвращался из школы на троллебусе.
-О чем этот текст?
-Ребята, нам встретилось новое словарное слово. Запомните написание в нем удвоенного л.
-В нашем городе ездят троллейбусы?
-В каких городах вы встречали троллейбус? (Челяб, Екатеринбург).
-Откройте словарики и запишите себе это слово , подчеркните удвоенную лл, поставьте ударение.
- А теперь выполним задание по тексту. Нам нужно из текста выписать существительные в два столбика, разделив на два разряда. В первый столбик- одушевленные, во второй – неодушевленные 2Слайда
Одушевлённые Неодушевлённые
Кошка Улица
Мишка Воздух
Воробьи Лужа
Приятель Солнце
Колька Берёза
Дорога
Школа
Троллейбус
Взаимопроверка (меняются тетрадями) с доски / слайд презентации (правильный вариант)
- Определите род, число, падеж выделенных слов. Подпишите в тетрадях над словами сверху (По цепочке) (Слайд)
- Какие из записанных слов являются собственными? А все остальные слова … (нарицательные).
- Как пишутся имена собственные? (С большой буквы) А названия чего-либо: книг, газет, журналов, кафе, спектаклей, кинофильмов и т.д.? (В кавычках)
Ребята ходили в киноцентр «Луна» на фильм «История дельфина». (Назовите собственные и нарицательные существительные; объясните написание). (Слайд)
-Давайте вспомним склонение имен существительных. (Слайд)
-Итак, к первому склонению относятся….?(м.р и ж.р с окончаниями –а,-я)
-ко второму…?(ср р. -о-е, м.р.с нулевым окончанием )
-к третьему…? (ж.р.с Ь)
(цифровой диктант)
-я диктую вам слова , а вы в тетрадях пишите только цифру, через запятую, которая соответствует склонению данного слова.
Осень, зима, весна, лето, март, апрель, ель, сосна, вьюга, метель, солнце, радость.
-3,1,1,2,2,2,3,1,1,3,2,3.(Слайд)
-давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и исправьте ошибки.
-встаньте у кого нет ни одной ошибки. Молодцы. У кого 2-3 ош? Хорошо. У остальных я проверю когда соберу тетради.-
ФИЗМИНУТКА
-Послушайте внимательно стихотворение. (Слайд) Какую особенность вы заметите? Что это за существительные?
-Прааильно,
Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?
Как-то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.(Слайд с выделенными словами)
(это несклоняемые существительные- метро, пальто, кашне, кенгуру,)
-Посмотрите на доску ,выпишите себе в тетрадь только несклоняемые существительные
Слон, кенгуру, дорога, шимпанзе, театр, фламинго, пони,(Слайд)
- Посмотрите на экран , самостоятельно впишите подходящие по смыслу несклоняемые существительные из последнего задания в тетради.(Слайд)
Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ ,
большого _______________________ , и рыжего______. Маленький ___________ был
грустным.
Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как
______________ катал детей по зоопарку, а _________________________
рисовал красками картину.
|
- Давайте прочитаем что у нас получилось.
-Молодцы.Итак , вспомним еще раз что такое имя существительное, какие категории вам известны?
Откройте дневники и запишите домашнее задание(слайд)
-Сегодня вы все достаточно хорошо поработали., вспомнили все категории имени существительного.
- Я благодарю всех ребят, за активное участие в нашей проверке знаний об имени существительном. Надеюсь, что эти знания нам пригодятся в дальнейшем изучении русского языка.
- Дома подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного.
-Урок окончен.
|