Вторник, 21.05.2024, 20:53
Сайт учителя русского языка Ширшовой Натальи Олеговны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [17]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

конспект урока по литературе 9 класс " Судьба человека"
11.03.2016, 11:43

Конспект открытого урока по литературе.

М.А. Шолохов «Судьба человека» .

9 класс

 

Учитель : Куприянова Наталья Олеговна

Цель урока:

  • осмыслить идейно - художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность, выявить особенности композиции рассказа, прочувствовать его эмоциональную атмосферу.

 

Задачи:

  • раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”;
  • способствовать воспитанию духовно - нравственной личности.
  • Развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение.
  • Познакомить с биографией и творчеством М.А.Шолохова.

 

Оборудование: текст произведения,  видеокадры фильма С. Бондарчука «Судьба человека», листы самооценки, раздаточные материалы.

 

 

 

1. Организационный момент (СЛАЙД 1 )

II. Вступительное слово учителя

-Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Без корней его повалил бы даже несильный ветер Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции. 
На сегодняшнем  уроке мы поработаем над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне.

-Сегодня на уроке мы проследим жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, и постараемся ответить на вопрос  - Чем жив человек с точки зрения М. Шолохова? (СЛАЙД 2)

-У вас на столах лежат листы самооценки. Мы с вами уже работали по такому принципу. Вы оцените свою работу самостоятельно после работы в группе и в конце урока.

– К сегодняшней теме у нас нет эпиграфа. Я предлагаю вам подобрать его самостоятельно, и сделаем мы это после обсуждения рассказа  в конце урока. (На доске три варианта эпиграфа к уроку).

 

Что нам известно о писателе? Сообщение подготовила для нас Кристина (СЛАЙД 3,4,5)

 Краткое сообщение учащегося об основных событиях жизни и творчества писателя. (индивидуальное задание)

М. А. Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Вешенской станицы. Родители рано заметили в нем тягу к знанием. Сначала пригласили в дом учителя, который подготовил своего ученика к поступлению в начальное училище. В 1914 году отец повез Мишу в Москву, в гимназию. Но вскоре перевел сына в гимназию, в Воронежской губернии, поближе к дому. Занятия в гимназии были прерваны Гражданской войной.

Вернувшись в родные места пятнадцатилетним подростком, Шолохов стал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых. Осенью 1922 года Шолохов едет в Москву, чтобы поступить учиться на рабфак – рабочий факультет. В 1923 году газета «Юношеская правда» написала его фельетон «Испытание».

В середине 20 - х годов в московских газетах и журналах были напечатаны первые рассказы М. Шолохова «Родинка», «Жеребенок», «Чужая кровь», «Нахаленок», в которых зазвучали впечатления Гражданской войны.

Вслед за журнальными публикациями выходят первые книги Шолохова. В конце 20 - х годов были напечатаны две книги всемирно известного романа – эпопеи о трагедии народа в годы Гражданской войны «Тихий Дон», отмеченного Нобелевской премией. Одним из самых известных его произведений стал рассказ «Судьба человека».

Обобщение учителя.

-Действительно, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всем мире.

- Как же создавался рассказ? Сообщение подготовила Марина

 История создания рассказа « Судьба человека». (индивидуальное задание) (СЛАЙД6)

 - Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. А. Шолохов в первой послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.

Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ , который появился в конце 1956г. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием.  (СЛАЙД7)

 

Опрос учащихся:

- у вас было опережающее задание прочитать рассказ « Судьба человека»

-От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? ( О судьбе А. Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе. )

(СЛАЙД 8)

Расскажите, что значит обыкновенная мирная жизнь для Андрея Соколова? Как жил наш герой до войны ? Зачитайте. Найдите в тексте на с 174 ( «За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах , с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке. »

Откуда наш герой родом? ( Воронеж ).

Почему у него нет родственников? ( умерли во время голода 1922г. , он выжил, т. К. ушел батрачить на Кубань. )

Как сложилась семейная жизнь А. Соколова? ( жена Ирина – хорошая, сирота, детдомовская. Хлебнула лиха, поэтому все понимала. )

Сколько детей у него было, и почему он ими гордился ? Приведите пример из текста.  ( Трое : старший сын – Анатолий имел особые успехи по математике, даже в газете писали. Дочери : Настенька и Олюшка – круглые отличницы. )

 

  В чем своеобразие композиции рассказа? (Сообщение учащегося (Навасардян) )

 - Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками – Андреем Соколовым и Ванюшкой – и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершенных им поступков, понять его переживания.

 Словарная работа

 

В названии рассказа есть слово “судьба”. В русской литературе встречается очень много произведений, в которых есть слово “судьба”. (СЛАЙД9 )

  1. П. Проскурин “Судьба”
  2. А. Гайдар “Судьба барабанщика”
  3. Л. Жариков “Судьба Илюши Барабанова”
  4. Данилевский “Судьба музыканта”
  5. Ю. Давыдов “Судьба Усольцева”

7) Словарная работа

 - Подберите синонимы к слову судьба (Участь, жребий, рок, доля, предназначение)

 - В словаре Ожегова слово судьба обозначает-  «Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством»

Именно в этом значении употребил Шолохов данное слово. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его не ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

- Запишите это словарное слово к себе в словарик. На русском языке мы вернемся к нему.

Эпизод в церкви (СЛАЙД 10)

- Давайте вспомним эпизод в церкви.  С кем пришлось столкнуться А. Соколову? Перечислите этих персонажей (  солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)

- Как ведет себя каждый из них? (В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.  Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат –христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается  купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный)

- Какая позиция ближе всего к Соколову? (Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления  своей жизни чужим герой не приемлет)

Ни покорности, ни противопоставления  своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером (СЛАЙД 11

- Вспомните эпизод поединка с лагерфюрером Мюллером. 

 –В каком физическом состоянии находится герой?

  - Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?  (Найдите ответ в этих строчках, зачитайте), ( СЛАЙД 12, 13,14)
– Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова? (СЛАЙД 15)
– Меняется ли отношение фашистов к пленному? (Да, Мюллер признал свое поражение и не расстрелял солдата) Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер).

 

 

Давайте обсудим еще несколько вопросов , но для этого разделимся на группы.

 Работа в “экспертных” группах.

Ученики пересаживаются в “экспертные” группы для того, чтобы обсудить возникшие вопросы, а также вопросы экспертных листов.

Экспертный лист № 1.

  1. Почему рассказчику стало не по себе, когда он взглянул на Андрея Соколова?
  2. О чем он жалел, вспоминая свою довоенную жизнь?

 

Экспертный лист № 2.

  1. Почему фашисты не убили Соколова сразу, а взяли в плен?
  2. Первый день плена Соколов провел в церкви. Почему Соколов решил убить предателя?

 

Экспертный лист № 3.

  1. Какая весть пришла к нему из дома от соседа?
  2. Почему после демобилизации Соколов не вернулся в Воронеж, а поехал в Урюпинск?

Возьмите листы самооценки и оцените свою работу самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ эпизода « Встреча с Ванюшей»

- Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.

 

– Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной)(СЛАЙД 16,17,18,19,21)
 

– Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)
– Каково  цветовое  значение  этого  образа? (Здесь  имеется  в виду  ярко-голубой  цвет. Чистый,  непорочный,  неиспорченный  никакими  тяготами  жизни. Но  автору  мало  этого  определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко-жёлтым,  звёздным,  каким-то  неземным  цветом  сияют  глаза  мальчика. Обратим  внимание  на  уменьшительно-ласкательные  суффиксы (небУШКо,  ЗвёздОЧКИ):  они выдают  и  авторское  отношение)
– Андрей  Соколов, пройдя  через  войну,  потеряв    в  эти  страшные  годы  всё,  что можно было,  совершенно  опустошённый,  встречает  Ванюшку  с  ясными,  как  небушко,  как звёздочки,  омытые  дождём,  глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
 

 

– К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
– Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

 

Подведение итогов урока (СЛАЙД 22)

-Ребята , как мы видим, сложная судьба у Андрея Соколова, но что он противопоставил судьбе? Какие  чувства? Любовь, доброту, человеческое достоинство
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. 
– Подберите эпиграф к нашему уроку (см. на доске) (СЛАЙД 23)
1. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. (Старая истина)
2. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов)
3. Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих  условиях — это трудное дело.  (И.С. Грачева)

(СЛАЙД 24)

 (Несмотря ни на что, Андрей Соколов не утратил возможность к сопереживанию. Он без колебаний берет на себя заботу о маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.

Домашнее задание

(СЛАЙД 25)

Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что ждет их впереди?

- Дома я предлагаю вам придумать и записать продолжение этого рассказа.

Самооценивание.

- Возьмите листы самооценки . Давайте подведем рейтинг участия самостоятельно. Ваши листы я проверю и на основе вашего самооценивания,  я выставлю одну общую оценку за весь урок.

 

Резерв ( тест по теме)

 

Приложение

Викторина по произведению М.А.Шолохова «Судьба человека»

1. Жанр произведения:

         а) быль;                    

         б) рассказ;                                    

         в) повесть.

2. Избрав такое название своего рассказа Шолохов повествует:

                а) о судьбе Андрея Соколова;

                б) о судьбе одного из многих русских солдат;

                в) о судьбе всего человечества в целом.

3. Композиция произведения:

а) рассказ в рассказе (рамочная);           

б) кольцевая;                   

в) последовательная.

 

4. Андрей Соколов, попав в плен:

а) смирился со своей судьбой и надеялся на    скорое освобождение советскими войсками;

б) старался выполнять всю работу без нареканий;

в) всегда думал о побеге.

 

5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:

а) не был голоден;      

б) хотел поделиться с пленными; 

в)показал врагам достоинство и гордость солдата 

 

6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил  Ваню:

а) хотел помочь мальчику;

б) думал, что забудет собственное горе;

в) был потрясён трагической судьбой мальчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки

 

Работа в группе

Оценка ученика

Работа на уроке

Оценка ученика

Оценка учителя

“5” – высказывал идеи, делал выводы, выступал.

 

“5” – на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил.

 

 

“4” – участвовал в обсуждении, понял поставленную задачу.

 

“4” – материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока.

 

 

“3” – работал вяло, задачу не выполнил.

 

“3” – работал не активно, материал усвоил частично.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ширшова17
Просмотров: 3590 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Автор сайта
Мои публикации
Мои разработкиЯ - Учитель!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz